Фотографии и чертежи транспорта
Стратегический бомбардировщик 3М
Первый полёт 27 марта 1956 г
Годы производства 1956—1960 г.г.
Выпущено 90 шт
Модификации:
3М — модификация М-4 с увеличенной дальностью полёта. Первоначальное название М-6 (изделие «201»).
M-29. в 1956 году на базе бомбардировщика 3М разрабатывался проект пассажирского самолёта М-29 (другое название М-6П) на 200–250 мест (реализован не был).
3МР — дальний морской разведчик. Поступил на вооружение авиации ВМФ в 1964 году.
3МС — вариант бомбардировщика 3М с двигателями РД-3М-500А. Из-за малого ресурса двигателей ВД-7 было решено вернуться к тем же двигателям, которые устанавливались на М-4. Характеристики относительно 3М ухудшились, но были всё же лучше, чем у М-4. В частности, дальность полёта без дозаправки в воздухе составляла 9400 км.
3МН — модификация 3М с двигателями ВД-7Б. Ценой повышения ресурса двигателей ВД-7 явилось снижение тяги до 9500 кгс. При общем ухудшении характеристик самолёта, дальность полёта благодаря экономичности двигателей была на 15 % больше, чем у 3МС.
3МД. В 1960 году в строевых частях ВВС появился новый бомбардировщик 3МД с двигателями ВД-7Б. На этой модификации 3М установили более совершенное оборудование, улучшили аэродинамику самолёта. Внешне он отличался удлинённой, заострённой носовой частью со штангой топливоприемника на конце. При неизменном размахе несколько увеличили площадь крыла. Впервые этот самолёт продемонстрировали в июле 1967 года на выставке авиационной техники в Домодедово. Кодовое обозначение НАТО — Bison-C.
3МЕ — высотный бомбардировщик с двигателями ВД-7П (РД-7П). Их взлётную тягу увеличили до уровня базового ВД-7. Она составляла 11300 кгс и в условиях высотного полёта возрастала на 28 % по сравнению с ВД-7Б. Дальше летных испытаний в 1963 году опытного образца дело не пошло из-за смены приоритетов у руководства страны в сторону развития ракетной техники.
ВМ-Т (3М-Т) — транспортная модификация самолёта
3МС-2, 3МН-2. До начала 80-х годов бомбардировщики 3МС и 3МН переоборудовались в топливозаправщики. Они пришли на смену М-4-2 в связи с международными договорами о сокращении численности стратегических бомбардировщиков и долгое время являлись основным средством дозаправки в полёте машин стратегической авиации, оборудованных системой «Конус». Максимальное количество отдаваемого в полёте топлива достигало 40000 кг, производительность агрегата заправки — 2250 л/мин. В начале 1975 года рассматривался вопрос о переделке всех бомбардировщиков 3М в воздушные танкеры для дозаправки сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М. Но самолёт-заправщик Ил-78, созданный в ОКБ Ильюшина, оказался более предпочтительным для этих целей.
3М-5 — носитель ракет КСР-5. Отличался составом БРЭО. Разработан в 1973 году.
Технические характеристики 3МН
Размах крыла, м | 53.14 |
Длина самолета, м | 48.76 |
Высота, м | 14.10 |
Площадь крыла, м2 | 351.78 |
Масса, кг | |
пустого | 75740 |
нормальная взлетная | 140000 |
максимальная взлетная | 193000 |
Двигатели | 4 ТРД ВД-7Б |
Тяга, кгс | 4 х 9500 |
Максимальная скорость, км/ч | 925 |
Перегоночная дальность, км | 15400 |
Практическая дальность, км | 11800 |
Практический потолок, м | 12500 |
Экипаж, чел | 8 |
Вооружение: | шесть 23-мм пушек АМ-23 боевая нагрузка - 9000 кг нормальная, 18000 кг максимальная. 4 ракеты большой дальности, бомбы (обычные, ядерные) |