Фотографии и чертежи транспорта
Морской дальний разведчик ЧЕ-2
Первый полет 1937 г
Годы производства 1940 — 1942 г.г.
Выпущено 44 шт
Модификации:
МДР-6 первая модификация.
МДР-6A модификация с МДР-6 с М-105.
МДР-6Б-1 являлся модификацией МДР-6. Двигатели М-105 в 1050 л. с. рядного типа, консоли крыла значительно уменьшены (в пользу скорости), поплавки немного выступали; хвостовое оперение - разнесенное; формы фонаря и турели - измененные, турель отнесена за задний редан. Ширина лодки оставалась прежней - 1,9 м. Конструкция ее - тот же полумонокок с каркасом из прессованных и катанных профилей. Крыло двухлонжеронное, полки лонжеронов - стальные тавры 60х60х6 мм, обшивка его до заднего лонжерона - от 2 мм в центроплане и в основаниях консолей до 0,8 мм на концах крыла, в хвостовой части - полотно. Двигатели М-105 имели меньший лоб, чем М-63, даже при наличии радиаторов, которые были подвешены под центропланом за задним его лонжероном. Выполнен был самолет очень чисто, и вообще этот тип мог по праву считаться самым красивым из гидросамолетов, где-либо и когда-либо существовавших. Скорость достигала 454 км/ч на высоте 6000 м. Вооружение: три пулемета ШКАС и четыре бомбы по 100 - 250 кг.
Б-1 был выпущен весной 1941 г. и даже прошел заводские испытания. 26 октября самолет полетел к месту, где должны были проходить госиспытания. Б-1 долетел благополучно, но испытания не удалось довести до конца из-за дефектов силовой установки. К тому же были трудности с уборкой поплавков, которые обычно не до конца входили в крыло из-за малых плеч механизма подъема. Сказывалась и близость винтов к воде из-за небольшой высоты лодки: брызги, а то и волна попадали в винты. В общем предстояла дальнейшая работа по развитию типа "Б", по доводке силовой группы и увеличению дальности полета.
МДР-6Б-2 имел размеры и конструкцию крыла как и Б-1, развитием которого он и был. Самолет был выпущен в 1943 г. с мотором М-105. Радиаторы лобовые с жалюзи (как у самолета СБ). По сравнению с Б-1 поплавки были еще уширены и увеличены в объеме и не полностью убирались в крыло. Лодка в основном сохраняла прежние размеры и в связи с увеличившейся массой глубже сидела в воде. Мореходность была ограниченной, брызгоотражатели на скулах и днище носовой части помогали мало, взлет с волны был труден. Летные данные были близки к характеристикам "А", но дальности по-прежнему не хватало.
МДР-6Б-3 имел размер и конструкцию крыла, как и Б-1. Выпускался в 1943 г., одновременно с Б-2. Отличался от него лишь двигателем (устанавливался М-105ПФ). Также модификация Б3 имела усиленное вооружение: в хвостовой части фюзеляжа были устроены два блистера под пулеметы УБ. Экипаж увеличили до 5 человек. Масса самолета возросла в нормальном варианте до 7200 кг, а в перегрузочном до 8200 кг (масса топлива в обоих вариантах 1100 кг). Для обеспечения требуемой дальности (3000 км ) выпускались следующие модификации.
МДР-6Б-4 построенный в 1944 г. существенно отличался от Б3. Лодка была уширена с 1,9 до 2,2 м и сделана выше в среднем на 0,4 м, с поднятым хвостом и оперением. Задний редан был немного смещен назад. Поплавки были сделаны неубираемыми, на стойках с подкосами. От их уборки пришлось отказаться, так как длина стоек возросла и убрать поплавки в прежние гнезда было нельзя. Запас топлива был увеличен на 2150 кг. Двигатели ВК-107, радиаторы лобовые (как у Б3). Экипаж 5 человек. Блистеры сконструированы заново и имели увеличенные сферы обстрела. Вооружение: три УБ и 1000 кг бомб. Площадь вертикального оперения увеличена за счет добавления третьего (среднего) киля. Масса самолета возросла до 10 т.
МДР-6Б-5 (1945 г.) был непосредственным развитием Б4 с двигателями ВК-107А в 1650 л. с. Лодка - от Б4, но с удлиненным на 0,5 м носом и со сдвинутой вперед кабиной летчиков (перед винтами). Центроплан был увеличен в размере (как и у Б4), консоли те же, что и во всех гидросамолетах, поплавки неубираемые, как в Б4, оперение разнесенное, немного увеличенное, без среднего киля. Радиаторы (с жалюзи на выходе) под крылом между лонжеронами, винты четырехлопастные. Вооружение - три пушки Б-20, одна в носу лодки неподвижная (200 снарядов), две - на турели СЭБ (самолетная электрофицированная башня) с 300 снарядами. Бомб - четыре ФАБ по 100 - 250 кг или две ФАБ - 500. Масса вооружения - 125 кг, аэронавигационного оборудования - 69 кг, электрооборудования и связи - 172 кг, снаряжения и разного оборудования - 542 кг. Масса конструкции планера - 2355 кг, силовой установки - 3067 кг. Масса пустого Б5 без съемного оборудования - 5610 кг, т. е. была равна полетной массе Че-2. Полетная масса Б5 стала более 10 т. Постройка самолета была закончена летом 1945 г. и удовлетворительно прошел заводские испытания. На госиспытания самолет на передавался.
Технические характеристики
Модификация | МДР-6 (серийный) |
Размах крыла, м | 21.00 |
Длина, м | 15.73 |
Высота, м | 4.30 |
Площадь крыла, м2 | 59.40 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 4100 |
нормальная взлетная | 6700 |
максимальная взлетная | 7200 |
Тип двигателя | 2 ПД М-63 |
Мощность, л.с. | 2 х 1100 |
Максимальная скорость , км/ч | 360 |
Крейсерская скорость , км/ч | 309 |
Практическая дальность, км | 2650 |
Скороподъемность, м/мин | 335 |
Практический потолок, м | 9000 |
Экипаж | до 5 |
Вооружение: | один 12.7-мм пулемет УБ и один 7.62-мм пулемет ШКАС до 1000 кг бомб |