Фотографии и чертежи транспорта
Легкий многоцелевой самолет Гаккель VII
Осенью 1911 года Главное инженерное управление военного ведомства объявило о проведении 1 - го конкурса военных аэропланов. К этому времени Яков Модестович Гаккель создал весьма удачный по конструкции самолет — «Гаккель-VI». Пилот Г. Алехнович совершил на нем первые в России перелеты между Гатчиной, Царским Селом и Красным Селом. На этом же самолете научился летать и сам Гаккель. Именно эту машину и решил он представить на конкурс. Внеся в конструкцию изменения, присвоил самолету порядковый номер «VII».
Изменения эти оказались довольно существенными: коробка крыльев была опущена так, что нижнее крыло совпадало с нижним краем фюзеляжа; двигатель с водяным охлаждением «Аргус» имел радиатор нового типа; на оси колес в плоскости симметрии самолета добавилось третье колесо; между крыльями появились подвесные элероны; два бензобака обеспечивали работу четырехцилиндрового двигателя в течение 3,5— 4 ч.
В программу конкурса помимо прочих испытаний входили взлет и посадка на невспаханное поле. Два других участника конкурса, которые оспаривали приз на бипланах, близких по схеме к «Фар-ману», несмотря на легкость ферменных конструкций, вскоре отказались от предложенной программы, получив существенные повреждения.
«Гаккель-VII» показал прекрасные результаты. Алехнович благополучно совершил все посадки на неподготовленную местность благодаря большой эластичности и прочности шасси. На нем же был совершен беспосадочный перелет с пассажиром на расстояние 100 км. 23 сентября Алехнович пять раз подряд осуществил перелет по маршруту Петербург—Гатчина, покрыв расстояние в 200 км со средней скоростью 92 км/ч. В итоге самолет оказался единственным из участвовавших в конкурсе, выполнившим всю программу. Однако именно это и явилось для Главного инженерного управления предлогом объявить конкурс не состоявшимся. Яков Модестович положенной ему премии не получил. Тем не менее «Гаккель-VM» был приобретен военным ведомством за 8 тыс. рублей и стал первым военным самолетом отечественной конструкции в России.
Работая над созданием новых, более совершенных конструкций летательных аппаратов, Гаккель предлагал Главному инженерному управлению построить самолет, который бы объединил свойства предыдущих самолетов, типа VI и VII, однако заказ не поступил. На свои личные средства он создал еще два самолета, которые участвовали в различных выставках и конкурсах. За самолет «Гаккель-VII» конструктор получил от Московского общества воздухоплавания Большую золотую медаль. В 1912 году Алехнович установил на нем рекорд высоты для России, равнявшийся 1350 м, а также проводил опытные полеты в темное время суток, приземляясь на поле, освещавшееся с помощью подожженного бензина. Дальнейшим его развитием стал «Гаккель-VIH».
Последний самолет этого конструктора «Гаккель-1Х» вошел в историю как первый в мире подкосный моноплан.
Несмотря на технические удачи, деятельность Якова Модестовича Гаккеля в русской авиации продолжалась недолго — в конце 1912 года он разорился и вынужден был искать другую область применения своему таланту. Посвятив свою жизнь развитию железнодорожного транспорта в стране, Яков Модестович достиг больших успехов в создании тепло- и электровозов.
Технические характеристики
Размах крыла, м | 11.50 |
Длина самолета,м | 9.00 |
Высота самолета,м | |
Площадь крыла,м2 | 44.00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 504 |
нормальная взлетная | 824 |
Тип двигателя | 1 ПД Argus |
Мощность, л.с. | 1 х 100 |
Максимальная скорость, км/ч | 100 |
Крейсерская скорость, км/ч | |
Практическая дальность, км | |
Практический потолок, м | |
Экипаж, чел | 2 |