Фотографии и чертежи транспорта
Фронтовой истребитель МиГ-29
Первый полёт 6 октября 1977 года
Годы производства 1982 — н.в.
Модификации:
МиГ-29 (9-12) — первая серийная модификация МиГ-29, поступившая в войска в 1983 году. Масса боевой нагрузки — 2000 кг.
МиГ-29 (9-12А) — экспортная модификация в варианте «А», поставлявшаяся в страны Варшавского договора.
МиГ-29 (9-12Б) — экспортная модификация в варианте «Б», поставлявшаяся в развивающиеся страны.
MiG–29G (German) (9–12G)/MiG–29GT (German Trainer) (9–51G) — модернизированные в соответствии со стандартами НАТО МиГ–29 (9–12А) и МиГ–29УБ (9–51) ВВС Германии. Модернизация была проведена силами MiG Aircraft Product Support GmbH (MAPS), совместным предприятием, созданным Московским авиационным производственным объединением МиГ и Daimler-Benz Aerospace AG в 1993 году. На самолётах МиГ-29G и МиГ- 29GT по стандартам НАТО доработаны идентификационные и навигационные системы (установлены приёмники спутниковой навигационной системы), проведена доработка двигателей. Доработка топливной системы позволяет осуществлять подвеску на подкрыльевые пилоны двух дополнительных топливных баков ёмкостью по 1150 л, что обеспечивает истребителям беспосадочные перелёт через Атлантику. Все надписи в кабине были переведены с русского языка на английский.
МиГ-29СД (9-12СД) — экспортный вариант для Королевских ВВС Малайзии, где самолёт получил название MiG-29N. Самолёт оснащён системой дозаправки топливом в полёте, а в номенклатуру вооружения включены новые управляемые ракеты средней дальности РВВ-АЕ. По контракту от 7 июня 1994 года Малайзия получила 18 истребителей МиГ-29, включая два учебно-боевых МиГ-29УБ (9-53А, MiG-29NUB). Первые МиГ-29 прибыли в Малайзию в апреле 1995 года, а последнюю машину доставили 5 июня того же года.
МиГ-29АС (9-12СД) — модернизация МиГ-29 (9-12A) ВВС Словакии до уровня МиГ-29СД, с изменённым БРЭО. Модернизировано 10 машин. В Словакии обозначаются как MiG-29AS.
МиГ-29УБС (9-53А) — модернизированные МиГ-29УБ (9-51) ВВС Словакии, аналогичны малайзийским MiG-29NUB. Модернизировано 2 машины. В Словакии обозначаются как MiG-29UBS.
MiG-29 Sniper — румынская модернизация МиГ-29 (9-12А). Модернизацию проводили компании Aerostar Bacău (Румыния), DASA (Германия) и Elbit Systems (Израиль). Самолёт обладал улучшенными боевыми характеристиками и более совершенными бортовыми системами, которые соответствовали стандартам НАТО/ИКАО. Первый полёт доработанный самолёт совершил 5 мая 2000 года, но программа модернизации была закрыта в 2001 году. В настоящее время единственный MiG-29 Sniper — экспонат Национального музея авиации.
MiG-29UPG (9-20)/MiG-29UPG-UB (9-53) — модернизация МиГ-29 (9-12Б) и МиГ-29УБ (9-51) для ВВС Индии. Включает монтаж дополнительного конформного надфюзеляжного топливного бака (англ.)рус. и оборудования для дозаправки в воздухе, установку двигателей РД-33 серии 3М, инерциальной навигационной системы французской фирмы Thales, РЛС «Жук-М2Э», оптико-локационной станции ОЛС-УЭМ, нашлемной системы целеуказания израильской компании Elbit, обновление радионавигационных систем, а также новую «стеклянную кабину» с многофункциональными ЖК-дисплеями. Номенклатура вооружения расширена ракетами Х-29Т/Л, Х-31А/П и Х-35. Первый модернизированный самолёт поднялся в небо 4 февраля 2011 года. MiG-29UPG-UB (9-53) является версией МиГ-29УБМ (9-53) для ВВС Индии.
МиГ-29УБ (9-51) — двухместный учебно-боевой истребитель. Самолёт начал поступать в строевые части в 1985 году. Чтобы разместить вторую кабину для инструктора без существенного изменения конструкции фюзеляжа, пришлось отказаться от бортовой РЛС.
МиГ-29УБТ (9-51Т) — модернизированный учебно-боевой истребитель с РЛС «Оса-2», расширенной номенклатурой управляемого вооружения и увеличенным запасом топлива. От МиГ-29УБТ (9-52) отличается только отсутствием оборудования для дозаправки топливом в полёте. Был создан в одном опытном экземпляре путём переделки из серийного МиГ-29УБ (9-51).
МиГ-29УБТ (9-52) — модернизированный учебно-боевой истребитель с РЛС «Оса-2», расширенной номенклатурой управляемого вооружения и увеличенным запасом топлива. А также оборудованием для дозаправки топливом в полёте. Был создан в одном опытном экземпляре путём переделки из серийного МиГ-29УБ (9-51).
МиГ-29УБМ (9-53) — Модернизированные учебно-боевые истребители аналогичные истребителям МиГ-29СМТ. МиГ-29УБМ (9-53А) предназначены для поставок на экспорт, а МиГ-29УБМ(Р) (9-53Р) предназначены для поставок Министерству обороны Российской Федерации.
МиГ-29 (9-13) — вторая серийная модификация для советских ВВС. Начал поступать в войска в 1986 году. На экспорт не поставлялся. От модификации 9-12 отличается наличием встроенной станции РЭБ «Гардения», увеличенным внутренним запасом топлива, а также возможностью подвески под крылом двух топливных баков (в модификации 9-12 был только подфюзеляжный подвесной топливный бак). Масса боевой нагрузки возросла до 3200 кг.
МиГ-29Л (9-13Л) — лицензионная версия истребителя МиГ–29 (9–13) для Индии, которая должна была производится на индийском авиазаводе в городе Насик. Но в итоге Индия отказалась от дальнейшего продолжения проекта. Был изготовлен лишь один опытный самолёт, который сейчас находится на хранении в Кубинке.
МиГ-29С (9-13С) — третья серийная модификация для советских ВВС. В номенклатуру вооружения включены новые управляемые ракеты средней дальности РВВ-АЕ, а у РЛС появился режим одновременной атаки двух воздушных целей. Масса боевой нагрузки увеличена до 4000 кг. Испытания завершились в сентябре 1991 г. Выпущенные в 1992—1993 годах 16 истребителей МиГ-29С стали последними самолётами этого типа, поступившими на вооружение отечественной авиации. Это было связано с прекращением закупки Министерством обороны России самолётов МиГ-29.
МиГ-29СЭ (9-12СЭ) — Вариант модернизации истребителей МиГ-29 (9-12) всех версий созданный преимущественно для иностранных заказчиков. Аналог МиГ-29СЭ (9-13СЭ) на планере типа 9-12.
МиГ-29СЭ (9-13СЭ) — вариант МиГ-29С для поставок на экспорт.
МиГ-29СМ (9-12СМ) — модернизация МиГ-29. Добавлена возможность применения высокоточного управляемого оружия класса «воздух-поверхность», что позволило сделать истребитель многоцелевым. Самолёты могут производится как с нуля так и модернизироваться из старых МиГ-29 (9-12) всех серии.
МиГ-29СМ (9-13СМ) — модернизация МиГ-29С. Добавлена возможность применения высокоточного управляемого оружия класса «воздух-поверхность», что позволило сделать истребитель многоцелевым. Самолёты могут производится как с нуля так и модернизироваться из старых МиГ-29 (9-13) всех серии.
МиГ-29СМП (9-13СМП) — экспортная версия МиГ-29СМ для ВВС Перу. 8 машин были переоборудованы из ранее поставленных истребителей МиГ-29 (9-13).
МиГ-29СМТ (9-17) — модернизированный вариант истребителя МиГ-29СМ с принципиально новым комплексом бортового оборудования, расширенной номенклатурой вооружения и увеличенной дальностью полёта.
МиГ-29СМТ (9-18) — Самолёт МиГ-29СМТ (тип. 9.18) одноместный сверхзвуковой многоцелевой истребитель предназначенный для экспорта, модернизированный вариант МиГ-29 с новым комплексом БРЭО и расширенной номенклатурой вооружения. Сконструирован таким образом, что может быть получен путём модернизации ранее выпущенных машин МиГ-29. По планеру тип 9.18 переделывается из типа 9.12, а тип 9.19 - из типа 9.13. МиГ-29СМТ (тип 9.18) внешне мало отличается от МиГ-29 (тип 9.12). Основное отличие состоит в установке РЛС «Жук-МЭ» и современного оборудования кабины с открытой архитектурой. На самолётах так же устанавливается система дозаправки в воздухе.
МиГ-29СМТ (9-19) — Самая совершенная модификация МиГ–29СМТ. Существует две версии истребителя, МиГ–29СМТ (9–19А) для экспортных поставок и МиГ–29СМТ(Р) (9—19Р) для поставок Министерству Обороны России. Самолёты могут производится как с нуля так и модернизироваться из старых МиГ-29 (9-13).
МиГ-29БМ (9-11) — белорусская модернизация МиГ-29 (9-13). Установлены средства дозаправки топливом в воздухе, станция спутниковой навигации и доработана РЛС для применения управляемого вооружения воздух-земля.
МиГ-29МУ1 — украинская модернизация МиГ-29 (9-13), которую с 2009 года осуществляет Львовский государственный авиационно-ремонтный завод.
МиГ-29МУ2 — украинская модернизация МиГ-29 (9-13), является дальнейшей модернизацией МиГ-29МУ1 созданной Львовским государственным авиационно-ремонтным заводом. В отличий от МиГ-29МУ1 имеет возможность применение управляемого авиационного вооружения класса воздух-земля. Первый полёт модернизированный истребитель совершил в декабре 2019 года.
МиГ-29 (9-14) — опытный многоцелевой фронтовой истребитель на базе МиГ-29 (9-12) со специальным оборудованием для обнаружения и распознавания наземных целей и наведения на них авиационных управляемых средств поражения. Самолёт отличался новой СУВ, в которую была включена лазерно-телевизионная прицельная система «Рябина» в подвесном контейнере. Состав вооружения дополнен управляемыми средствами поражения класса «воздух-поверхность» — ракетами Х-25МЛ, Х-25МП, Х-29Л, Х-29Т и Х-31П, корректируемыми бомбами КАБ-500Кр и КАБ-500Л. Максимальная бомбовая нагрузка возросла до 4500 кг.
МиГ-29М (9-15) — многофункциональный истребитель поколения «4+». В номенклатуру вооружения включены управляемые ракеты класса «воздух-поверхность». Количество точек подвески под крылом увеличилось с 6 до 9; масса полезной нагрузки увеличилась с 4000 до 4500 кг. В 1986—1991 построен один опытный экземпляр № 151 и пять самолётов: № 152, 153, 154, 155 и 156. МиГ-29М успешно прошёл лётно-конструкторские испытания и первый этап государственных совместных испытаний, и в 1991 г. заказчик выдал предварительное заключение на запуск его в серийное производство. Однако в 1992 г. были прекращены закупки МиГ-29 для ВВС России. Госиспытания МиГ-29М пришлось прервать. Экспортная версия самолёта МиГ-29МЭ (9-15Э) также имела маркетинговое название МиГ-33.
МиГ-29ОВТ (9-15) — опытный вариант с отклоняемым вектором тяги. Создан в 2001 году на базе истребителя МиГ-29М с бортовой бортовым номером 156 (6-й лётный экземпляр).
МиГ-29М2 (9–15Д) — двухместный вариант МиГ-29М (9—15). Создан в 2001 году на базе истребителя МиГ-29М с бортовым номером 154 (4-й лётный экземпляр). Многофункциональный истребитель поколения «4++» с повышенной дальностью полёта, увеличенной боевой нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения.
МиГ-29М2 (9-47С) — Сухопутная версия МиГ-29КУБ (9-47). В 2006 году на базе этой машины создали самолёт-демонстратор многофункционального истребителя МиГ-35Д в рамках объявленного Индией тендера на многофункциональный боевой самолёт средней массы (Medium Multi-Role Combat Aircraft, MMRCA).
МиГ-29М (9-61) — модернизированный для соответствия современным стандартам МиГ–29М (9–15). Предназначаются только для экспорта.
МиГ-29М2 (9-67) — модернизированный для соответствия современным стандартам МиГ–29М2 (9–47С). Предназначаются только для экспорта.
МиГ-29МШ (9-15Ш) — проект лёгкого сверхзвукового штурмовика. По сравнению с МиГ-29М конструкция отличалась различными усилениями, в том числе бронированной кабиной. Среди аэродинамических изменений предполагалось использование переднего горизонтального оперения с характерным аэродинамическим «клыком». Машину планировалось оснастить прицельным подвесным контейнером («Веер» или «Ход-М»). Проект реализован не был.
МиГ-29Э (9-21, «Скиф») — опытный самолёт для отработки элементов бортового цифрового комплекса БЦК-29, в частности нового информационного комплекса высотно-скоростных параметров, перспективного радионавигационного оборудования, а также каналов информационного обмена на основе волоконно-оптических линий связи.
МиГ-29КВП (9-18) опытный самолёт для отработки трамплинного взлёта и аэрофинишёрной посадки на наземном комплексе «Нитка» в интересах создания корабельного истребителя МиГ-29К. Переоборудован летом 1982 г. из 7-го лётного экземпляра МиГ-29 типа 9-12. 21 августа 1982 г. лётчик-испытатель А. Г. Фастовец выполнил на нём первый взлёт с наземного трамплина Т-1. Самолёт МиГ-29КВП демонстрировался на первом Московском авиашоу в 1992 г. — предшественнике ставшего традиционным МАКС в Жуковском. В настоящее время самолёт хранится в музее ВВС в Монино.
МиГ-29К (9-31) — многофункциональный истребитель корабельного базирования поколения «4+». Создан на базе самолёта МиГ-29М (9-15), степень унификации с которым составляет 80-85 %. Построено два опытных экземпляра № 311 и № 312. Лётчик-испытатель Т. О. Аубакиров 1 ноября 1989 года выполнил на МиГ-29К № 311 первый в истории ВМФ России взлёт с палубы ТАВКР «Тбилиси» (с 1991 года — «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»). В связи с началом серийного производства корабельных истребителей Су-27К и отказом от строительства новых авианесущих кораблей, работы по теме МиГ-29К в начале 1990-х годов были приостановлены.
МиГ-29К (9-41) — многофункциональный истребитель корабельного базирования. Построен на основе проекта МиГ-29К (9-31) с учётом части наработок про проекту МиГ-29М (9-61) и МиГ-29UPG (9-20). В частности использование композитных материалов. Эта модификация состоит на вооружении МА ВМФ России и МА Военно-морских сил Индии.
МиГ-29КУБ (9-47) — корабельный двухместный учебно-боевой истребитель. Построен на основе МиГ-29К (9-41). Эта модификация состоит на вооружении МА ВМФ России и МА Военно-морских сил Индии.
Технические характеристики МиГ-29
Размах крыла, м | 11.36 |
Длина самолета со штангой ПВД, м | 17.32 |
Высота самолета, м | 4.73 |
Площадь крыла, м2 | 38.06 |
Масса , кг | |
пустого самолета | 10900 |
нормальная взлетная | 15300 |
максимальная взлетная | 18100 |
Топливо, л | |
внутренее | 4300 |
ПТБ | 1500 |
Тип двигателя | 2 ТРДДФ РД-33 |
Тяга, кгс: | |
форсированная | 2 х 8300 |
максимальная | 2 х 5040 |
Максимальная скорость, км/ч. | |
на высоте | 2450 (М=2,3) |
у земли | 1500 |
Практическая дальность, км. | |
на малой высоте | 710 |
на большой высоте | 1430 |
с ПТБ | 2100 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 19800 |
Практический потолок, м | 18000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 9 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: |
одноствольная 30-мм пушка ГШ-301 (боекомплект |