Фотографии и чертежи транспорта
Средний танк Т-54
Объект 137
Годы производства 1945—1974 г.г.
Выпущено 20375 шт
Модификаии Т-54
Т-54-1 (объект 137) - Базовая модель, серийно производилась с 1947 по 1949 годы. Танк имел сварной корпус с острой носовой частью и вертикальным бортами. Толщина монолитного лобового листа — 120 мм. Башня — литая, с вварной крышей и обратным скосом («заманом») снизу по всему периметру. Боевая масса 36 т. Габариты 9000 × 3270 × 2400 мм. Двигатель В-54 мощностью 520 л. с. Планетарные, двухступенчатые механизмы поворота. Лопастные гидроамортизаторы на передних и задних узлах. Мелкозвенчатая гусеница (ширина 500 мм), состоявшая из 90 траков с открытым металлическим шарниром и имевшая цевочное зацепление с ведущим колесом (вместо гребневого на Т-34 и Т-44). Углекислотная полуавтоматическая система противопожарного оборудования. В качестве средств связи использовались радиостанция 10-РТ-26 и танковое переговорное устройство ТПУ-47. Вооружение: нарезная пушка Д-10Т калибра 100 мм, спаренная с пулемётом СГ-43, два 7,62-мм курсовых пулемёта СГ-43, размещённых в броневых коробках на надгусеничных полках, и 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК на турели над люком заряжающего. Боекомплект 34 выстрела, 3500 патронов калибра 7,62 мм и 200 — 12,7 мм. Прицел ТШ-20 с 4 кратным увеличением. Снаружи кормовой части корпуса устанавливались две дымовых шашки МДШ.
Т-54-2 (объект 137) - Серийно выпускался с 1949 по 1951 год. Новая литая полусферическая башня — с узкой амбразурой, «заман» (обратный скос броневого листа в нижней части башни танка или иной боевой машины) сохранён только в кормовой части. Изменения в агрегатах силовой установки и трансмиссии. Танковый форсуночный подогреватель, воздухоочиститель с эжекционным отсосом пыли, гусеница шириной 580 мм (вместо 500 мм). Толщина верхней лобовой детали корпуса уменьшена с 120 мм до 100 мм. Боевая масса 35,5 тонн. Один курсовой пулемёт СГ-43 в лобовом листе корпуса, в отделении управления, вместо двух, размещавшихся на надгусеничных полках. Новая турель зенитного пулемёта.
Т-54-3 (объект 137) - Серийно выпускался с 1952 по 1955 год. Новая литая полусферическая башня без обратных скосов. Прицел ТШ-2-22 с переменным 3,5 и 7-кратным увеличением. Улучшена пылезащита агрегатов.
Т-54А (Объект 137Г) - Серийно выпускался с 1955 по 1957 годы. Пушка Д-10ТГ с эжекционным устройством для продувки канала ствола, с электрогидравлическим стабилизатором в вертикальной плоскости (СТП-1 «Горизонт»). В затвор пушки было введено предохранительное устройство от самопроизвольного спуска при ударах на ходу машины и механизм повторного взвода. Эжектор для продувки ствола от пороховых газов после выстрела и подъёмный механизм со сдающим звеном(предохраняющий механизм от поломок при задевании посторонних предметов). Установлен автоматизированный электропривод поворота башни с дублированным управлением, новый стопор башни и усовершенствованный прицел ТШ-2А-22 со смещённой влево окулярной частью и со шкалой дальности до цели. Для механика-водителя был введён активный прибор ночного видения ТВН-1. Радиостанция Р-113, ОПВТ. С 1955 года на Т-54 устанавливался двухплоскостной стабилизатор орудия
Т-54АК (Объект 137ГК) - Командирский вариант Т-54А; разработан в 1958 году на базе Т-54А. Из отличительных особенностей: дополнительная радиостанция Р-113 и Р-112, навигационная аппаратура ТНА-2 «Сетка», зарядное устройство АБ-1П/30, уменьшен боекомплект.
Т-54АМ - Модернизированная версия Т-54А принятая на вооружение в 1960-х годах. Из отличительных особенностей: новая боеукладка, двигатель В-55, облегчённые катки от танка Т-55, в гусеницах использованы резино-металлические шарниры, новые средства связи, изменена система подводного вождения
Т-54Б (Объект 137Г2) - На базе Т-54А. Серийно выпускался с 1957 по 1959 годы. Вращающийся пол боевого отделения. Оборудование для подводного вождения. Бортовой запас топлива увеличен до 1212 л, для обеспечения запаса хода танка — до 430 км. В дальнейшем при модернизации на танк устанавливали: двигатель В-55 мощностью 580 л. с., опорные катки унифицированные с Т-55, гусеницы с РМШ, прицел ТШ-2Б-32, радиостанцию Р-123, боеукладку на 43 выстрела, лазерный дальномер КТД-1 (не на всех машинах). Некоторые машины оборудовали под установку универсальных плавсредств ПСТ-У и ПСТ-63. Пушка Д-10Т2С (или Д-10Т с противовесом на дульном срезе ствола) со стабилизатором СТП-2 («Циклон») в двух плоскостях наведения (двухплоскостной стабилизатор вооружения). Инфракрасный ночной прицел наводчика ТПН-1-22-11 (до апреля 1959 г.); ИК-осветитель прицела Л-2, первоначально устанавливался на орудийной маске, затем на башне. Ночной прибор командира, спарен с прожектором ОУ-3 на командирской башенке. ИК-прибор водителя ТВН-2. По приблизительной западной оценке, инфракрасные приборы для танков Т-54 имеют эффективную дальность действия: командирский — 400 м, наводчика — 800—1000 м и водителя — 10-20 м.
Т-54БК (Объект 137КЦ) - Командирский вариант Т-54Б; разработан в 1958 году на базе Т-54Б. Из отличительных особенностей: дополнительная радиостанция коротковолновая Р-112, навигационная аппаратура ТНА-2, зарядное устройство АБ-1П/30, уменьшен боекомплект.
Т-54К (Объект 137К) - Командирский вариант Т-54; разработан в 1958 году на базе Т-54. Из отличительных особенностей: дополнительная радиостанция Р-113 и Р-112, навигационная аппаратура, зарядное устройство, уменьшен боекомплект.
Т-54М (Объект 139)м-мТанк разрабатывался как глубокая модернизированная версия танка Т-54. Работы велись в нижнетагильском конструкторском бюро Завода № 183 на основании постановления Совета министров СССР № 347—205 от 24 февраля 1955 года. Главным конструктором проекта был назначен Л. Н. Карцев. В случае принятия на вооружение танк должен был получить наименование Т-54М. Отличительные особенности: новые ведущие колёса, новая 100-мм пушка Д-54Т, прибор ночного наблюдения ТВН-1.мВ феврале 1956 года были собраны три опытных образца машины и были отправлены на заводские испытания. В декабре 1956 года испытания были закончены и машины были переданы заказчику на полигонно-войсковые испытания. Однако во время испытаний были выявлены серьёзные замечания. По результатам испытаний, два опытных образца были доработаны и в феврале 1959 года отправлены на повторные испытания. Испытания пройдены не были вследствие раздутия ствола орудия. В итоге танк «Объект 139» на вооружение принят не был. Основной причиной отказа от постановки в серийное была сложность отработки конструкции новой пушки и боеприпасов к ней. В результате, «Объект 139» серийно не производился, как и другие танки, вооружённые пушкой Д-54ТС (Объект 140, Объект 430, Объект 165). Впоследствии некоторые конструкционные решения ходовой части, а также приборы наблюдения были использованы при создании танка Т-55. В связи с тем, что «Объект 139» не был принят на вооружение, обозначение Т-54М было переназначено в 1970-е модернизированным Т-54
Объект 141 - Разработан в 1952—1954 гг. на базе Т-54 в конструкторском бюро Завода № 183. В 1954 году был изготовлен и отправлен на заводские испытания первый опытный образец.
Образец отличался установкой 100-мм пушки Д-54, изменением нарезки шкал в телескопическом прицеле ТШ-22А и способом крепления выстрелов в боеукладке. Возимый боекомплект составлял 34 выстрела. В 1955 году был установлен вертикальный стабилизатор орудия «Радуга». Из-за неполадок стабилизатора в процессе испытаний, работы по нему были прекращены.
Далее машина использовалась для отработки мер по увеличению запаса хода танка. Также весной 1959 года на «Объекте 141» отрабатывалась 115-мм гладкоствольная пушка У-5Б, являвшаяся баллистической установкой орудия 2А20, предназначенного для установки в танки Т-62. В результате установки новой пушки, возникла проблема излишней загазованности боевого отделения, а также был уменьшен боекомплект до 28 выстрелов. Установка двух пятилитровых баллонов со сжатым воздухом, для продува канала ствола, результатов не дала. Помимо этого, после 25 выстрелов бронебойными снарядами на дальности 2000 м, было обнаружено, что их кучность — неудовлетворительна.
Объект 485 - 12 сентября 1951 года по постановлению Совета министров № 3440-1594сс были начаты работы по оснащению танка Т-54 специальными плавсредствами. В 1952 году были изготовлены три опытных образца Т-54 с плавсредствами, получившие обозначение «Объект 485», после чего машины были направлены на заводские испытания. Осенью 1952 года образцы «Объекта 485» были направлены на полигонные испытания. В период с сентября 1953 по январь 1954 года, машины были дополнительно испытаны в морских условиях. В течение 1954—1955 годов ВНИИ-100 разработал новые доработанные плавсредства, а в марте 1955 года танки с новыми средствами преодоления водных преград были испытаны на Чёрном море. Согласно постановлению Совета министров № 660рс, Завод № 342 изготовил 20 комплектов плавсредств. В 1957 году плавсредства для танка Т-54 были приняты на вооружение под обозначением ПСТ-54. Всего выпущено 73 комплета ПСТ-54 и танка под установку этих средств
Объект 614 - В 1962 году в ОКБ-174 под руководством А. А. Морова был разработан танк Т-54 с установкой ПТУР 9М14 «Малютка». В 1963 году на базе танка Т-54А был изготовлен первый опытный образец, получивший обозначение «Объект 614А». Позднее на базе Т-54Б был создан второй опытный образец под обозначением «Объект 614Б». В задней части крыши башни танка размещалась пусковая установка с ракетами. Углы наведения установки составляли от −5° до +10°. Вместо 5 выстрелов к пушке, в корме башни устанавливалась аппаратура управления, а также две дополнительные ракеты. С октября по декабрь 1964 года, машина прошла испытания, однако на вооружение принята не была; основной причиной стала недостаточная защищённость пусковой установки от стрелкового оружия, а также необходимость остановки машины перед запуском ракеты
Т-54М (Объект 137М) - Модификация танка Т-54, созданная по программе доведения характеристик танка до уровня Т-55 и их унификация. Осуществлялась с 1977 года на ремонтных заводах МО СССР.
На танке были установлены: топливные баки-стеллажи (благодаря чему боекомплект пушки вырос до 43 выстрелов), спаренный с пушкой лазерный дальномер КДТ-1, стабилизатор вооружения СТП-2М, прицел наводчика со стабилизированной линией прицеливания ТШС-32ПВМ, новый двигатель В-55В, мощностью 580л.с, ночной прицел, увеличен боекомплект, модернизировано оборудование подводного вождения танков. Применена система запуска двигателя сжатым воздухом, система противоатомной защиты, встроенная термическая дымовая аппаратура, гусеницы с РМШ. Танк был снят с вооружения в 1994 году.
Т-54МК - Командирский вариант Т-54М (Объект 137М); модернизация Т-54К, разработанная в 1977 году.
Из отличительных особенностей: дополнительная радиостанция Р-113 или Р-123, навигационная аппаратура ТНА-2, зарядное устройство, уменьшен боекомплект.
ПТУР «Кастет» - Основным достоинством танковых ПТУР является бо́льшая, по сравнению с любым типом танкового вооружения, дальность применения. Это позволяет танку вести огонь по танку противника, оставаясь вне досягаемости его вооружения, с вероятностью поражения, превышающей таковую для современных танковых пушек на таком расстоянии. Для стрельбы ПТУРами из артиллерийских пушек было разработано семейство артиллерийских выстрелов 3УБК10. «Кастет» — комплекс управляемого противотанкового вооружения 9К116 на вооружении 100-мм противотанковых пушек Т-12 (МТ-12). Комплекс разработан в тульском КБ Приборостроения в 1970-е годы с целью повышения эффективности противотанковой артиллерии. Позднее КБП провело инициативное исследование возможности применения комплекса для вооружения устаревающих танков Т-54, Т-55 и Т-62, выпущенных в огромном количестве в СССР и союзных странах.
Т-54AM - Польская модификация Т-54А, производившегося по лицензии. Машину снабдили вращающимся полом боевого отделения, ввели гидравлический усилитель механизма поворота и главного фрикциона, улучшили системы смазки и воздушного запуска двигателя. Несколько изменили крышу МТО, количество и положение ящиков ЗИП. Увеличили количество топливных баков на надгусеничных полках (запас хода вырос до 830 км) и установили штампованные опорные катки — ОПВТ.
Т-54AD - Польский командирский вариант Т-54А (Т-54АМ), с дополнительной радиостанцией.
Т-54Е «Рамзес-II» - Модернизация египетских танков Т-54/55, с использованием агрегатов танков M48 и M60. На танке установлена американская 105-мм нарезная пушка М-68 с бельгийской СУО «Титан» Mk1, американский двигатель AVDQ-1790-5A и египетская трансмиссия ТСМ-304. Подвеска заменена на новую General Dynamics 2880 как на танке M48 «Patton III».
Технические характеристики Т-54
Размеры | |||
---|---|---|---|
Длина корпуса, мм | 6200 | ||
Длина с пушкой вперёд, мм | 9000 | ||
Ширина, мм | 3270 | ||
Высота, мм | 2218 | ||
База, мм | 3840 | ||
Колея, мм | 2640 | ||
Клиренс, мм | 425-468 | ||
Бронирование | |||
Тип брони | стальная катаная и литая | ||
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 100 / 60° | ||
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 100 / 55° | ||
Борт корпуса, мм/град. | 80 / 0° | ||
Корма корпуса, мм/град. | 45 / 17° | ||
Днище, мм | 20 | ||
Лоб башни, мм/град. | 200 / 0° 106 / 60° |
||
Борт башни, мм/град. | 160 / 0° 85 / 60° |
||
Корма башни, мм/град. | 65 / 0° 56 / 30° |
||
Крыша башни, мм/град. | 30 | ||
Вооружение | |||
Калибр и марка пушки | 100-мм Д-10Т | ||
Тип пушки | нарезная пушка | ||
Длина ствола, калибров | 56 | ||
Боекомплект пушки | 34 | ||
Углы ВН, град. | −5…+18 | ||
Дальность стрельбы, км | 0,02—14,6 | ||
Прицелы | ТШ-2-22А | ||
Пулемёты | 1 12,7-мм ДШК, 2 7,62-мм СГМТ |
||
Двигатель | |||
|
|||
Подвижность | |||
Тип двигателя | V-2-54 | ||
Мощность двигателя, л. с. | 520 | ||
Скорость по шоссе, км/ч | 50 | ||
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 20—25 | ||
Запас хода по шоссе, км | 290—320 | ||
Запас хода по пересечённой местности, км | 250—300 | ||
Удельная мощность, л. с./т | 14,4 | ||
Тип подвески | индивидуальная торсионная | ||
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,81 | ||
Преодолеваемый подъём, град. | 30 | ||
Преодолеваемая стенка, м | 0,8 | ||
Преодолеваемый ров, м | 2,7 | ||
Преодолеваемый брод, м | 1,4 (5 с ОПВТ) |