Фотографии и чертежи транспорта
Лёгкий танк Т-60
Годы производства 1941—1943 г.г.
Выпущено 5417 шт
Модификации:
Серийные
Т-60 ранних серий с максимальной толщиной лобовой брони 25 мм, ленивец не идентичен опорным каткам, броня катаная цементированная.
Т-60 основного выпуска с максимальной толщиной лобовой брони 35 мм, ленивец и опорные катки унифицированы, броня катаная гомогенная высокой твёрдости.
Экранированные Т-60 с массой до 6,5 т.
Опытные
Т-60-1 был разработан осенью 1942 года в конструкторском бюро Московского автозавода имени Сталина под руководством Б. М. Фиттермана и А. М. Авенариуса. Эта машина полностью повторяла компоновочную схему Т-60, но была больше по габаритам из-за установки более мощного (88 л. с. / 65 кВт), тяжёлого и громоздкого автобусного двигателя ЗИС-16. По вооружению Т-60-1 был аналогичен Т-60, но более мощная силовая установка позволила усилить бронирование. На вооружение и в серийное производство Т-60-1 не принимался.
Т-60 с 37-мм пушкой ЗИС-19 был разработан в конструкторском бюро завода № 37 в начале 1942 года. Пушка ЗИС-19 была создана в марте под руководством В. Г. Грабина на заводе № 92 в Горьком. Новую артсистему смонтировали на шасси Т-60 в новой башне улучшенной формы с командирской башенкой. 37-мм пушка ЗИС-19 имела баллистику 37-мм автоматической зенитной пушки обр. 1939 г. (61-К) и по своей бронепробиваемости не уступала 45-мм танковой пушке 20-К. Также она была более простой по конструкции и более технологичной в производстве, чем 45-мм пушка 20-К. Однако установка более тяжёлой башни с новым орудием ухудшила запас хода танка до 390 км и, что было более существенно, 37-мм пушка ЗИС-19 быстро теряла свои качества из-за сильного разгара ствола. К этому добавились проблемы со снятием с производства выстрелов для 37-мм противотанковой пушки обр. 1930 г. (1-К) и нехватка выстрелов для зенитки 61-К. В результате танк Т-60 с 37-мм пушкой на вооружение РККА и в серийное производство не принимался.
Т-60-2 был разработан весной 1942 года в конструкторском бюро завода № 37 под руководством Н. А. Попова. На стандартное шасси танка Т-60 установили новую башню с 45-мм пушкой ЗИС-19БМ конструкции В. Г. Грабина производства завода № 92. Новое орудие показало неплохие результаты по бронебойному действию и скорострельности, но из-за возросшей массы танка запас хода снизился до 330 км. В связи с принятием на вооружение лёгкого танка Т-70 работы по Т-60-2 были прекращены.
Т-60-З был разработан во второй половине 1942 года в конструкторском бюро завода № 37 под руководством Н. А. Попова. На стандартное шасси танка Т-60 установили модифицированную штатную башню с двумя крупнокалиберными пулемётами ДШК без крыши. Пулемёты имели большой угол возвышения и оснащались зенитным коллиматорным прицелом, что позволяло использовать танк для защиты частей на марше и в бою от атак с воздуха. Однако из-за неправильной установки зенитного прицела и крайне низкой эргономичности боевого места стрелка танк Т-60-З даже не был допущен к испытаниям.
Т-45 — опытная машина на основе Т-60 с более сильным бронированием и другой башней, также одноместной с 45-мм пушкой.