Фотографии и чертежи транспорта
- БРЭМ-1
- (4 фото)
Т-72
Годы производства 1973-2005 г.г.
Модификации
Объект 172 (1968 г.) — опытный предсерийный образец с двигателем B-45K и массой в 39 т.
Объект 172-2М (1972 г.) — опытный предсерийный образец с более мощным двигателем В-46Ф и массой в 42 т.
Т-72 «Урал» (объект 172М; 1973 г.) — базовый образец.
Объект 172МН — опытная модификация Т-72 с установкой 130-мм нарезной пушки 2А50 (ЛП-36Е). Проходил испытания в 1972—1974 годах. В середине октября 1975 года демонстрировался маршалу Гречко А. А. во время его посещения НИИ в Кубинке. На вооружение не принимался.
Объект 172МД — опытная модификация Т-72 с установкой 125-мм гладкоствольной пушки 2А49 (Д-89Т)
Объект 172МП — опытная модификация Т-72 для проведения испытаний 125-мм гладкоствольной пушки 2А46М. Изготовлен в мае-июле 1977 года с целью проведения приёмо-сдаточных испытаний системы. По результатам этих испытаний пушка 2А46М была признана соответствующей заданным тактико-техническим требованиям и рекомендована для проведения дальнейших испытаний.
Объект 175 — проект модификации Т-72, опытные образцы не изготавливались, впоследствии некоторые наработки по этой машине были использованы на серийных Т-72
Объект 177 — опытная модификация Т-72 с КУВ с лазерным наведением «Свирь».
Объект 179 — опытная модификация Т-72 с СУО «Обь» и КУВ «Кобра».
Объект 186 — опытная модификация Т-72, созданный в рамках второго этапа ОКР «Совершенствование Т-72А». На танке был установлен новый 16-и цилиндровый Х-образный дизельный двигатель 2В-16, мощностью 1000—1200 л. с. с вентиляторной системой охлаждения.
Т-72К «Урал-К» (объект 172МК; 1973) — командирский вариант танка Т-72. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции Р-130М и автономным агрегатом питания.
Т-72К (Объект 172МК-Э) — экспортная модификация командирского варианта линейного танка.
Т-72 (Объект 172М-Э, 1975) — экспортный вариант, отличался конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов.
Т-72А (объект 172М-1; 1979) — модернизация танка Т-72. Основные отличия: башня с комбинированной бронёй, усилено бронирование ВЛД, лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошные бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46 (вместо пушки 2А26М2), система 902Б запуска дымовых гранат, система защиты от напалма, система дорожной сигнализации, ночной прибор ТВНЕ-4Б механика-водителя, увеличенный динамический ход катков, двигатель В-46-6. С 1984 по ОКР «Отражение» на ВЛД наваривалась дополнительная стальная плита толщиной 30 мм.
Т-72АК (объект 176К; 1979) — командирский вариант танка Т-72А. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции и автономным агрегатом питания.
Т-72М (1980) — экспортный вариант танка Т-72А. Он отличался броневой конструкцией башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты.
Т-72М1 (1982) — модернизация танка Т-72М, проведённая в ответ на боевой опыт Первой ливанской войны и испытания захваченного там танка «Магах». Вариант отличался дополнительным 16-мм броневым листом на верхней лобовой детали корпуса и комбинированной бронёй башни с песчаными стержнями в качестве наполнителя аналогично Т-72А.
Т-72М1М (Т-72М1К; объект 172М2, не путать с объектом 172-М2/172М-2М «Буйвол») — экспортная модернизация танка Т-72М1 оборудованная ДЗ,новой СУО, спутниковой навигационной системой сопряжённой с ТИУС. Изначально оборудовалась КАЗТ «Арена» и смешанным комплексом ДЗ, «Контакт 5» на ВЛД, и «Реликт» на башне (тогда танк возможно являлся лишь ходовым макетом), позже был установлен полный комплекс ДЗ «Реликт», и убран КАЗТ «Арена». Имеется также автомат сопровождения цели. Установлен КУВ 9К119 «Рефлекс» и СЭМЗ. Двигатель заменён на В92С2 мощностью 1000 л. с.
Т-72АВ (объект 176В; 1985) — вариант танка Т-72А с навесной динамической защитой «Контакт».
Т-72Б (объект 184; 1985) — модернизированный вариант танка Т-72А с комплексом управляемого вооружения 9К120 «Свирь», динамической защитой «Контакт», двигателем В-84 и СУО 1А40, замена пушки 2А46 на пушку — пусковую установку 2А46М. Значительно усилено бронирование ВЛД(эквивалент против БПС 490—550 мм) и применена новая башня с наполнителем по типу «отражающие листы»
Т-72Б обр. 1989 (1989; также распространено неофициальное и неправильное название Т-72БМ) — модернизированный вариант танка Т-72Б со встроенной динамической защитой «Контакт-V», аналогичной устанавливаемой на танк Т-80У, а также изменённым составом верхней лобовой детали (эквивалент против БПС 530—600 мм).
Т-72БК (объект 184К; 1987) — командирский вариант танка Т-72Б. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции и автономным агрегатом питания.
Т-72Б1 (объект 184-1; 1985) — вариант танка Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения. От Т-72Б отличается используемым ночным прицелом ТПН-3-49 «Кристалл-ПА» вместо 1К13.
Т-72Б1К (объект 184К-1) — командирский вариант танка Т-72Б1. Отличался наличием дополнительной навигационной аппаратуры, КВ радиостанции и автономным агрегатом питания.
Т-72Б1МС (объект 184-1МС) — вариант модернизации Т-72Б1. Отличался панорамным прицелом командира.
Т-72С (1987) — экспортный вариант танка Т-72Б. Первоначальное наименование — танк Т-72М1М. Основные отличия: 155 контейнеров навесной динамической защиты (вместо 227), отсутствие надбоя на башне, бронирование корпуса и башни сохранено на уровне танка Т-72М1, другая комплектация боеприпасов к пушке. Попали на вооружение Российской армии в 1993 году после срыва ряда экспортных поставок.
Т-72БА (объект 184А) \ Т-72БА1 (объект 184А1). Модернизация во время капитального ремонта Т-72Б на УВЗ. Первые партии модернизированных машин были сданы ещё в 1999—2000 годах. Модернизация предполагала усовершенствование до уровня самых поздних Т-72Б выпуска 1991 г. СУО 1А40-1 (позже 1А40-1М, а с 2005 г. — 1А40-М2), установку нового стабилизатора вооружения 2Э42-4 «Жасмин», усиление противоминной стойкости днища дополнительной бронеплитой в районе сиденья механика-водителя, замена ходовой части и двигателя на те, что применялись на первых сериях Т-90 (образца 1993 г., двигатель В-84МС), или от Т-90А (с 2003 г. — В-92С2) и установка ВДЗ «Контакт-5» (первые серии Т-72БА частично сохраняли «Контакт-1»). Кроме гусениц и ВДЗ, внешне машину от обычной модификации «Б» отличает хорошо заметный на башне датчик ветра, установка которого позволила усовершенствовать прицельное оборудование танка.
Т-72Б2 «Рогатка» (2006; также Т-72БМ по другим документам; объект 184М) — модификация с модернизированным орудием 2А46М5, повысившим точность огня; также установлено устройство для повышения точности стрельбы артиллерийского вооружения, многоканальный (визирный, дальномерный, тепловизионный каналы и совмещённый с ними канал для наведения управляемых ракет) прицел наводчика «Сосна» производства белорусского ОАО «Пеленг» оснащён тепловизионной камерой второго поколения французского производства CATHERINE фирмы Томсон-CSF, на танке установлена ВДЗ модульного типа «Реликт», новый двигатель В-92С2 мощностью 1000 л. с., кроме того танк оснащён и вспомогательной силовой установкой (ВСУ), системой электромагнитной защиты, обеспечивающей защиту от противотанковых мин с магнитными взрывателями.
Т-72Б3 обр. 2011 (2011 г.) — модернизированная версия Т-72; начал поставляться в Вооружённые силы России в 2012 году. На танке установлена ВДЗ «Контакт-5», двигатель В-84-1 мощностью 840 л. с., многоканальный прицел наводчика «Сосна-У», включающий в себя визирный, тепловизионный, дальномерный каналы, а также канал управления ракетой, датчик ветра, радиостанция Р-168-25У-2 «Акведук» и комплекс защиты от оружия массового поражения. Доработан автомат заряжания пушки под новые боеприпасы и усовершенствована ходовая часть, получившая гусеничные ленты с параллельным шарниром. Нет приёмников ГЛОНАСС для определения экипажем местоположения танка.
Т-72Б3 обр. 2014 (2014 г.) — модернизированная версия Т-72Б3 для танкового биатлона. От базовой версии отличается наличием панорамного тепловизионного прибора командира, двигателем мощностью 1130 л. с., автоматом переключения передач и системой управления движения с речевым информатором критических режимов работы узлов
Т-72Б3 обр. 2016 (2016 г.) — модификация Т-72Б3 обр. 2011 года с противокумулятивными решетчатыми экранами, комплексом модульной динамической защиты «Реликт», пушкой 2А46М-5-01, двигателем В-92С2Ф, автоматизированной коробкой передач, цифровым дисплеем, телевизионной камерой заднего обзора, стабилизатором вооружения 2Э58 и прибором наблюдения механика-водителя ТВН-5. Боевая масса 46 т. Впервые была представлена общественности на военном параде на Красной площади 9 мая 2017 года.
Зарубежные
Т-72АГ (T-72AG; Украина) — экспортный вариант модернизации танка. Использованы основные узлы и агрегаты танков Т-80УД и Т-84. На танке установлен двигатель 6ТД (6ТД-1 мощностью 1000 л. с. или 6ТД-2 мощностью 1200 л. с.), новое СУО, новая встроенная динамическая защита, изменено МТО. Возможна установка пушки КБМ-1М.
Т-72-120 (Украина) — вариант модернизации танка, предлагаемый на экспорт для стран НАТО. На танке установлена 120-мм гладкоствольная танковая пушка КБМ-2 (возможна установка пушки калибром 140 мм). В задней части башни установлена ниша, в которой располагается автомат заряжания с 22 унитарными выстрелами, остальной боекомплект (20 снарядов) располагается в кормовой части боевого отделения. Используемые выстрелы соответствуют стандартам НАТО. Зенитный 12,7-мм пулемёт получил дистанционное управление, аналогичное танку Т-80УД. Система управления огнём, вспомогательное вооружение, силовая установка и защита Т-72-120 полностью аналогичны танку Т-72АГ.
Т-72МП (Т-72-МР; Украина) — экспортный вариант модернизации танка, разработанный при участии чешской компании «Богемия» и французской «SAGEM». Дальнейшее совершенствование Т-72АГ в соответствии со стандартами НАТО. На танк установлен совмещённый дневной-ночной лазерный прицельный комплекс со стабилизацией в двух плоскостях SAVAN 15MP французской фирмы SAGEM и панорамный прицел французской фирмы SFIM (аналогичные установленным на танке «Леклерк»). По желанию заказчика предусмотрена установка системы защиты от ПТРК типа «Штора-2», современного радио и навигационного оборудования, компьютерной системы боевого управления с дисплеем тактической обстановки и другим электронным оборудованием ведущих западных фирм. Возможна установка пушки КБМ-1М.
Т-72Е (Украина) — вариант модернизации танка, создан на Харьковском бронетанковом ремонтном заводе в сотрудничестве с ХКБД, предлагаемый на экспорт. Установлен двигатель 5ТДФЕ мощностью 900 л. с. (5ТДФМА-1 мощностью 1050 л. с. на вариант Т-72Е1), с сохранением старой системы охлаждения и без значительной доработки корпуса, автономный электроагрегат ЭА-10 мощностью 10 кВт, кондиционер, трансмиссия с повышенным КПД, встроена ДЗ «Нож» на башне и навесная на корпусе. Изготовлено 2 машины модификации Т-72Е1 на базе танков Т-72А и Т-72Б.
Т-72УА1 (Украина) — вариант модернизации танка Киевского ремонто-механического завода и ГП ХКБД, предлагаемый на экспорт (дальнейшее развитие проекта Т-72Е1). Установлен двигатель 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л. с., с сохранением старой системы охлаждения и без значительной доработки корпуса, трансмиссия с повышенным КПД, 12,7-мм зенитный пулемёт ДШКМ, встроена ДЗ «Нож» на башне и навесная — на корпусе. Установлены вспомогательная силовая установка ЭА-10-2 мощностью 10 кВт (в силовом отделении) и кондиционер. В ходовой части используются гусеницы и ведущие колёса от Т-80. Машины данной модификации поставлялись в Эфиопию (модернизировались танки Т-72Б).
Т-72УА4 (T-72UA4; Украина) — вариант модернизации танка аналогичный Т-72УА1, предлагаемый для Казахстана. Машина имеет усовершенствованный прицельно-наблюдательный комплекс командира с зенитной пулемётной установкой закрытого типа, комплекс оптико-электронного противодействия «Варта».
Т-72АМТ (Украина) — на машину установлены «приборы ночного видения с ЭОП третьего поколения», прибор наблюдения командира ТКН-3УМ, прицел-прибор наведения 1К13-49 «Неман» (от танка Т-72Б) с возможностью ведения огня танковой управляемой ракетой «Комбат», ночной прибор механика-водителя ТНК-72 или ТВН-4БУП, радиостанции турецкой компании Aselsan и «Либидь-К-2РБ» (Motorola сборки киевской фирмы «Доля и Ко. Лтд») вместо Р-123 (Р-173), комплект навигационной аппаратуры ГЛОНАСС/GPS СН-3003 «Базальт» (производства ГП «Оризон-Навигация», Смела, Черкасская область), двигатель В-84-1 вместо В-46, ВСУ типа ЭА10, комплекс динамической защиты по образцу танка Т-72UA (с применением части элементов комплекса «Нож»), защитные решётки в задней части корпуса и башни, ведущие колёса с гусеницами по типу Т-80, неоновые фары, 12,7-мм зенитная пулемётная установка с дистанционным управлением от танка Т-64БВ и дополнительным бронированием, видеокамеры заднего вида и зеркала заднего вида. Разработчик — Киевский БТРЗ.
Т-72БМЭ (Белоруссия) — белорусский вариант модернизации танка Т-72А, представленный 140-м бронетанковым заводом.
Т-72 «Витязь» (Белоруссия) — модификация, оснащённая многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» производства белорусской компании «Пеленг» и другим улучшенным оборудованием. «Сосна-У» стабилизирована в двух плоскостях, имеет оптический. телевизионный и инфракрасный канал, а также лазерный дальномер, который используется и в качестве средства подсветки целей при стрельбе управляемыми ракетами.
Т-72БМ2 (Белоруссия) — модернизация 2022 года танка Т-72Б, разработанная специалистами 140-го ремонтного завода. Машина оснащена дополнительной силовой установкой, многоканальным прицелом наводчика «Сосна-У» и динамической защитой «Контакт-5». Впервые танк был представлен на Минской оборонной выставке MILEX-2023.
Т-72KZ (Казахстан) — совместно казахстанско-израильский вариант модернизации танка. На нём была установлена динамическая защита и СУО израильского производства.
Т-72KZ «Шыгыс» (Казахстан) — вариант модернизации, при участии фирм Казахстана, Израиля и Украины. Впервые представлен в 2012 году. На танке установлена усовершенствованная СУО TISAS с тепловизионными прицелами израильского производства, ТИУС, навигационная система на базе GPS и радиостанции Tadiran. На башне смонтирована встроенная, а на корпусе — навесная ДЗ, на бортовые проекции установлены противокумулятивные решётки. Гусеницы оснащены асфальтоходными накладками
Т-72КАЕ (Казахстан) — Машина представляет собой значительно усовершенствованный вариант танка Т-72А, оснащённого новой системой управления огнём с тепловизором и автоматом сопровождения цели, тепловизором механика-водителя, дистанционно управляемой стабилизированной пулемётной установкой, динамической защитой, новыми средствами связи и т. д. Был представлен на выставке Kadex-2018.
Т-72A Aslan (Азербайджан) — вариант модернизации, разработан израильской компанией Elbit Systems. На танке установлена компьютеризированная СУО, навигационная система на базе GPS, система определения «свой-чужой», тепловизоры командира и наводчика, навесная ДЗ.
T-72M2 Moderna (Словакия) — не пошедшая в серию, по финансовым причинам, модернизация Т-72М 1993 года от фирмы ZTS-OTS, спроектированная совместно с французской компанией SFIM и бельгийским производителем авиационного электронного оборудования SABCA. На танке установлена новая компьютеризированная СУО VEGA, прицел VS-580 (как у танков «Леклерк») мощность двигателя В-46 была доведена до 850 л. с. и присвоено название S-12U, на танке также были установлены две автоматические 20-мм зенитные пушки КАА-200 (на ранних версиях), позже их заменили одной 30-мм пушкой (2А42), также на танке установлена новая динамическая защита Dynas.
Т-72 T 21 (Словакия, Франция) — совместный словацко-французский проект модернизации танка DMD Holding a.s. На танке установлена новая французская башня T 21, оборудованная 120-мм пушкой Model F1 (CN-120-24 Lisse) с автоматом заряжания аналогичным AMX-56 «Леклерк», СУО аналогична Т-72М2.
Т-72М4 CZ (Чехия) — чешский вариант комплексной модернизации Т-72М и Т-72М1 проведённый компанией VOP CZ. От базового Т-72М отличает установка британского двигателя CV-12 от фирмы Perkins Engines, американской трансмиссии XTG 4II-6 от фирмы Allison Transmission, динамическая защита DYNA-72 производства VOP CZ, система управления огнём TURMS-T от итальянской компании Officine Galileo.
T-72M4 CZ-W (Чехия) — командирский вариант Т-72М4CZ.
T-4-72 Scarab (Чехия) — Модификация Т72 чешской компания Excalibur — Vruboun (Скарабей). Пулемёт калибра 12,7 мм был заменён на дистанционно управляемый зенитный крупнокалиберный пулемёт. Существенно увеличена баллистическая защита. В передней части корпуса, танк оснащён защитой ERA ВДЗ, спереди и по бокам башни, корпус оснащён пассивной бронёй, а задняя часть башни защищена решётчатым экраном. Установлен двигатель V-84 618 кВт вместо двигателя В-46-6, установленного изначально. Он может разгонять танк до 60 км/ч, при этом максимальный запас хода составляет 500 км. Усовершенствованы приборы наблюдения и прицеливания. Теперь они могут работать в пассивном режиме, а в некоторые приборы были добавлены лазерные фильтры.
T-72 Avanger (Чехия) — чешская модернизация танков Т-72М1. Один такой танк передан Украине.
PT-91 Twardy (Польша) — польская модернизация Т-72М1.
PT-72U (Польша) — польская модернизация Т-72. Также пакет модернизации может быть установлен на PT-91 Twardy. Установлена динамическая защита наподобие PT-91 Twardy, а на не прикрытой поверхности танка установлены решётчатые защитные экраны. Улучшена противоминная защита, установлен кондиционер, новый дистанционно наводимый зенитный пулемёт ZSMU-127 Kobuz, новая электроника. Сокращён боекомплект (кормовую нишу занял кондиционер).
T-72M1R (Польша) — польская модернизация Т-72M1. Усовершенствован перископический тепловизионный прицел, установлены пассивные приборы ночного наблюдения, цифровая система связи, цифровая система запуска двигателя, дополнительные транспортные корзины, новая система электропитания и новые гусеничные комплекты. В 2019 году Польшей заключён контракт на модернизацию 230 танков Т-72M1
M-84 (Югославия) — югославская модернизация Т-72М. Основные отличия М-84 от прототипа обусловлены использованием комплектующих собственной разработки. Прицел-дальномер ТПД-2-49 и ночной прицел наводчика ТПН-1 заменены на комбинированный прицел-дальномер наводчика DNNS-2, вместо командирского прибора ТКН-3 установлен командирский прибор DNKS-2. В отделении управления установлен ночной бесподсветочный перископический прибор механика-водителя PPV-2. Установлена система коллективной защиты DRHT, система управления огнём SUV-M84, средства связи и внутренней коммутации югославского производства. Мощность двигателя доведена до 1000 л. с.
M-84АВ1 (Сербия) — сербский вариант модернизации танка М-84, под наименованием M2001.
M-84A4 Snajper (Хорватия) — хорватский вариант модернизации танка М-84 производства фирмы АО «Джуро Джакович» из Славонски-Брода.
М-95 Дегман (Хорватия) — хорватский вариант модернизации танка М-84.
M-84D (Хорватия) — хорватский вариант модернизации танка М-84.
TR-125 (Румыния) — румынская версия T-72. Семикатковая ходовая часть, полностью переработанное МТО с немецким двигателем, масса танка 50 тонн.
T-72SIM-1 (Грузия) — вариант модернизации грузинских Т-72М израильской фирмы Elbit Systems. Установлены новые радиостанции FALCON фирмы Harris, навигационная система на базе GPS, система определения «свой-чужой», тепловизоры командира и наводчика, навесная ДЗ.
Tank EX (Индия) — шасси Т-72 с установленной башней от танка Арджун; масса 48 тонн; построено 2 прототипа.
Ajeya (Индия) — индийское обозначение танков Т-72 и Т-72М1.
Asad Babil (Вавилонский лев) (Ирак) — обозначение танков Т-72 в Иракской армии.
Машины на базе Т-72
Объект 033 — машина управления инженерного роботизированного комплекса «Клин-1» для действий в зонах радиационного заражения
Объект 187 — советский опытный основной боевой танк.
Объект 188 (он же Т-72БУ) — советская глубокая модернизация Т-72Б после принятия на вооружение — российский основной боевой танк Т-90.
Объект 190 — опытная установка разминирования УР-88 «Гобой».
Объект 196 — советская инженерная машина разграждения ИМР-2МА.
Объект 316 — шасси советской и российской 152-мм самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С». Моторно-трансмиссионная установка унифицирована с танком Т-72. Корпус отличается более слабым бронированием
Объект 327 — опытная советская 152-мм самоходная пушка.
Объект 350 — шасси российской 152-мм самоходной гаубицы 2С19М1.
Объект 563 — российская тяжёлая транспортно-заряжающая машина ТЗМ-Т из состава тяжёлой огнемётной системы ТОС-1А «Солнцепёк».
Объект 564 — российская тяжёлая боевая машина огнемётчиков БМО-Т.
Объект 608 — советская бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1.
Объект 632 — советский танковый мостоукладчик МТУ-72.
Объект 634 — советская и российская боевая машина тяжёлой огнемётной системы ТОС-1 «Буратино».
Объект 634Б — российская боевая машина БМ-1 из состава тяжёлой огнемётной системы ТОС-1А «Солнцепёк».
Объект 637 — советская инженерная машина разграждения ИМР-2.
Объект 781 — опытная боевая машина огневой поддержки танков (БМПТ).
Объект 782 — опытная боевая машина поддержки танков.
Объект 787 — опытная боевая машина поддержки танков.
Терминатор-2 — боевая машина поддержки танков.
БМР-3 — российская бронированная машина разминирования.
РХМ-7 — российская машина радиационной и химической разведки «Берлога-1»
ГДР
BLP-72 — восточногерманский проект танкового мостоукладчика
FAB-172M — восточногерманский ходовой тренажёр для обучения механиков-водителей Т-72
FAB-172U — восточногерманский ходовой тренажёр для обучения механиков-водителей Т-72
Индийские
BLT T-72 (он же BLT-T-72 AVLB) — индийский танковый мостоукладчик на шасси Т-72М1. Несёт 20-метровый мост MLC 60 (60-тонного класса) или 22-метровый мост MLC 70 (70-тонного класса)
ESAB — индийский опытный танковый мостоукладчик на шасси Т-72М1
MHAB — индийский опытный танковый мостоукладчик на шасси Т-72М1
Польские
PZA «Loara» — польская зенитная самоходная установка
SJ-09 — польский ходовой тренажёр для обучения механиков-водителей
WZT-3 — польская бронированная ремонтно-эвакуационная машина
MG-20 Daglezja-G — польский танковый мостоукладчик на удлинённом шасси Т-72 (7 опорных катков на борт). Мост MLC-70.
Словацкие
ShKH «Himalaya» — словацкая 155-мм опытная самоходная гаубица
VT-72C — словацкая модернизация БРЭМ VT-72B, использует польский дизель S-12U.
Украинские
БТС-5Б — украинская модификация БРЭМ-1. В отличие от базовой модели, БТС-5Б изготавливаются не вновь, а путём переделки шасси танков Т-72А в процессе капитального ремонта.
БМТ-72 — украинская боевая тяжёлая машина пехоты.
Чехословацкие
MT-72 — чехословацкий танковый мостоукладчик
VT-72 (BRAM-72) — чехословацкая бронированная ремонтно-эвакуационная машина
VT-72B (BRAM-72B) — чехословацкая бронированная ремонтно-эвакуационная машина, вариант БРЭМ-1
Чешские
VT-72M4 — чешская модернизация VT-72 (BRAM-72) с силовой установкой и средствами связи, использованными на T-72M4CZ.