Фотографии и чертежи транспорта
Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22
Первый полёт 21 июня 1958 года
Годы производства 1959 — 1969 г.г.
Выпущено 2 прототипа, 311 серийных
Модификации:
Ту-22А — первоначальный вариант самолёта, оснащённый только свободнопадающими бомбами. Построено 20 серийных самолётов, почти все использовались в различных испытаниях и в дальнейшем переделывались в другие варианты.
Ту-22Б — экспортная модификация для Ирака и Ливии, переделывались из строевых разведчиков Ту-22Р.
Ту-22Р/РД — разведывательный вариант, в грузовом отсеке которого монтировалась рама под аэрофотоаппараты и автомат сброса отражателей АПП-22, а также могли устанавливаться АСО-2Б, кассетные держатели тепловых ловушек КДС-16 и АСО-2И (в гондолах шасси). Установлена аппаратура радиотехнической разведки «Ромб-4А» и «Роза». На модификации РД установлена штанга дозаправки.
Ту-22РК/РДК — самолёт в варианте разведчика с дополнительной аппаратурой радиотехнической разведки «Куб».
Ту-22РМ — усовершенствованный вариант Ту-22РДК, 1980 год.
Ту-22РДМ — вариант разведчика со съёмным контейнером дополнительного разведывательного оборудования — станциями радиотехнической разведки «Тангаж» и инфракрасной «Осень». РЛС бокового обзора М-202 «Шомпол», станция РЭП «Сирень».
Ту-22П/ПД — постановщик помех. В грузоотсек устанавливался контейнер П-2 с аппаратурой РЭБ и два автомата сброса диполей АПП-22. В дальнейшем самолёты неоднократно модернизировались: Ту-22П-1 оборудовался станциями СПС-44, СПС-55 «Букет», СПС-4М «Клюква» или СПС-5М «Фасоль». Ту-22П-2 — СПС-77, СПС-4 м и СПС-5 м, а Ту-22П-4 — СПС-22-70, СПС-33-70 и СПС-5 м. Известны модификации Ту-22П-6 и П-7. Литеру «Д» добавляли самолётам с установленной штангой дозаправки.
Ту-22К/КД — ракетоносец, 1965 год, несёт одну ракету типа Х-22. Мог силами строевой части переоборудоваться в бомбардировщик.
Ту-22КП/КПД — усовершенствованный вариант Ту-22ПД, 1968 год
Ту-22У/УД — тренировочный самолёт (название «УД» условно, так как при наличии штанги топливоприёмника агрегаты дозаправки на самолёте не устанавливалась)
Ту-22М, несмотря на сходное обозначение, является отдельным типом, имеющим мало общего с Ту-22. Объясняется такое название тем, что разрабатывался Ту-22М при Хрущёве (который практически запретил конструирование новых самолётов, сделав ставку на ракетное оружие): назвав новую машину «модернизацией» уже выпускаемой, Туполев получил финансирование на её создание.
Технические характеристики Ту-22
Размах крыльев, м | 23.17 |
Длина, м | 41.60 |
Высота, м | 10.13 |
Площадь крыла, м2 | 162.25 |
Масса, кг | |
пустого самолета | |
максимальная взлетная | 85000 |
Тип двигателя | 2 ТРД ВД-7М |
Тяга, кгс | |
взлетная | 2 х 10500 |
на форсаже | 2 х 16000 |
Максимальная скорость, км/ч | 1510 |
Практическая дальность, км | 5850 |
Практический потолок, м | 14700 |
Экипаж, чел | 3 |
Вооружение: | одна 23-мм пушка НР-23 бомбовая нагрузка - 12000 кг и включает бомбы калибром от 250 до 9000 кг (в частности, 24 ФАБ-500 или одну ФАБ-9000), а также один или несколько спецбоеприпасов. |