Фотографии и чертежи транспорта
Истребитель Як-3
Первый полёт 28 февраля 1943 года
Годы производства 1944—1946 г.г.
Выпущено 4848 шт
Модификации Як-3
Як-1М М-105ПФ (опытный экземпляр №1). Опытный экземпляр истребителя Як-3, являвшийся дальнейшим развитием Як-1 и Як-9. Отличался от них меньшими габаритами крыла и полётной массой, более совершенной аэродинамикой и более высокими лётно-тактическими характеристиками.
Як-1М М-105ПФ2 («Дублёр»). Являлся вторым экземпляром опытного самолёта Як-1М и отличался от него улучшенной аэродинамикой, двигателем повышенной мощности М-105ПФ2 и усиленным шасси. На самолёте были также устранены дефекты, выявленные в процессе госиспытаний на Як-1М №1. Самолёт превосходил по скорости экземпляр №1 у земли — на 25 км/ч, на 1-й границе высотности — на 20 км/ч, на 2-й границе высотности — на 19 км/ч и на высоте 5000 м — на 17 км/ч. Превосходство над Як-9 достигало 50-53 км/ч во всем диапазоне высот.
Як-3 ВК-105ПФ2 (серийный). Самолёт, в целом, был идентичен модели Як-1М «Дублёр», за исключением незначительных, но многочисленных изменений, внесённых для устранения дефектов, выявленных на государственных и войсковых испытаниях, а также изменений, сделанных с целью упрощения обслуживания и эксплуатации самолёта на земле.
Як-3П ВК-105ПФ2 — серийная модификация с чисто пушечным вооружением. Вместо мотор-пушки ШВАК с запасом 120 снарядов и двух синхронных пулемётов УБС с запасом по 150 патронов на Як-3П были установлены одна мотор-пушка Б-20М (120 снарядов) и две синхронные Б-20С (по 130 снарядов). В связи с этим изменилась компоновка установок вооружения. Масса оружия и боекомплекта стала на 11 кг меньше, чем у серийных Як-3. Вес секундного залпа составил 3,52 кг/с. Выпуск начался в апреле 1945 и продолжался по 1946 год. Всего выпущено 596 экземпляров.
Як-3 с ВК-107А — Опытный Як-3 смешанной конструкции с двигателем ВК-107А взлётной мощности 1650 л. с.,и винтом ВИШ-107ЛО диаметром 3,1 м. Был произведён вариант с крылом как смешанной конструкции, так и с металлическим крылом.
Як-3 с ВК-108 — версия с более мощным двигателем ВК-108 («потомком» ВК-107А), развивавшим мощность на взлёте 1800—1850 л. с. Новый мотор имел новый двухскоростной нагнетатель с лопатками Поликовского и очень напряжённый тепловой режим, был не доведён и очень ненадёжен. Модификация Як-3 с ВК-108 стала самым быстрым советским поршневым истребителем, показав на испытаниях скорость 745 км/ч.
Як-3К — версия с крупнокалиберным орудием НС-45, оказавшаяся менее удачной, чем Як-9К, из-за сильной отдачи при меньшем весе.
Як-3ПД — высотная модификация Як-3 ВК-105ПФ2 с двигателями ВК-105ПД и ВК-105ПВ.
Як-3РД c ВК-105ПФ2 и РД-1 (Як-3Р) — модификацией серийного самолёта Як-3 с ракетным двигателем РД-1 конструкции В. П. Глушко. Двигатель РД-1 развивал максимальную тягу в 300 кг в течение 3 мин.
Як-3Т — опытная противотанковая версия с 1×Н-37 (25 снарядов) и 2×Б-20 (100 снарядов). По внешнему виду Як-3Т отличался от серийных Як-3 выступавшим из кока винта дульным тормозом пушки H-37, который поглощал до 75 % энергии отдачи пушки.
Як-3Т-57
Як-3ТК — использован мотор ВК-107А с турбокомпрессором.
Як-3У — созданная в 1945 году версия со звездообразным двигателем воздушного охлаждения АШ-82ФН.
Як-3УТИ
Як-3М — ОКБ Яковлева в 1992 году создало 12 экземпляров для коллекционеров по оригинальным чертежам цельнометаллического Як-3. Вооружение отсутствует, двигатель 1 ПД Allison 2L мощностью 1325 л.с, вес пустого самолёта 2210 кг.
Технические характеристики Як-3
Размах крыла, м | 9.20 |
Длина, м | 8.50 |
Высота, м | 2.42 |
Площадь крыла, м2 | 14.85 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 2123 |
нормальная взлетная | 2692 |
Тип двигателя | 1 ПД ВК-105ПФ2 |
Мощность, л.с. | 1 х 1240 |
Максимальная скорость , км/ч | |
у земли | 567 |
на высоте | 646 |
Практическая дальность, км | 648 |
Скороподъемность, м/мин | 1111 |
Практический потолок, м | 10400 |
Экипаж | 1 |
Вооружение: | одна 20-мм пушка ШВАК, два 12.7-мм пулемета УБС |