Фотографии и чертежи транспорта
Троллейбус МТБ-82
Аббревиатура МТБ означает «Московский ТроллейБус»
После войны была освоена модель троллейбуса ЯТБ - 4, производство которой было передано в Москву на Московский авиазавод №82 - отсюда новое название модели МТБ - 82
С 1951 г. выпускался на заводе им. Урицкого
Годы производства 1946—1961 г.г.
Выпущено > 5000 шт
Модификации:
МТБ-82А — первый вариант машины со стальным кузовом. Эта модификация легко отличима по двугранной «утюгообразной» лобовой оконечности по образцу довоенных троллейбусов ЯТБ-4. На МТБ-82А устанавливался ТЭД марки ДК-201 мощностью 74 кВт. Имел 33 места для сидения и номинальную вместимость 53 пассажира. К 1 мая 1946 года было изготовлено 3 экземпляра
МТБ-82М — первый вариант машины со стальным кузовом и вертикальным лобовым листом, подобный автобусу ЗИС-155. На МТБ-82М устанавливался ТЭД марки ДК-202 мощностью 78 кВт. Троллейбусы ранних выпусков имели разнесенные по углам кузова фары
МТБ-82Д — основной массовый вариант троллейбуса, запущенный в серию в 1948 году. Материал кузова в силу технологических особенностей завода заменили на алюминий, двигатель заменили на более мощный ДК-202Б мощностью 80 кВт, в связи с этим были внесены небольшие изменения в схему электрооборудования.
МТБ-10 — модернизация довоенных машин серии ЯТБ путём удлинения рамы и установки кузова от МТБ-82М (а впоследствии и МТБ-82Д) в 1946—1948 гг. Модернизированный таким образом троллейбус внешне практически ничем не отличался от оригинальных МТБ-82М или МТБ-82Д и по сравнению с ними имел чуть большую массу.
МТБ-ВСХВ - Так же существовал вариант МТБ-ВСХВ для обслуживания экскурсионной линии на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. От серийных машин эти троллейбусы внешне отличались отсутствием маленьких овальных окон для стоящих пассажиров, так как основные окна были увеличены по высоте вплоть до окончания подкрышевого скоса. Закруглённые борта крыши оснащались продольной горизонтальной линией декоративных огней. На заводе СВАРЗ было переоборудовано подобным образом как минимум десять таких машин
Ленинград-1 — неофициальное название модернизированных в Ленинграде МТБ-82Д с новым кузовом. В 1958 г. на ленинградском вагоноремонтном заводе был разработан кузов оригинальной конструкции, который устанавливался на шасси от списанных МТБ-82Д. Кузов имел измененную переднюю и заднюю части, а также боковое остекление с опускными форточками, по конструкции подобное остеклению автобуса ЗиЛ-158; лобовая часть имела большие лобовые стекла и была сходна с автобусом ЗиС-127. В салоне сиденья левого ряда сделали одноместными, что значительно увеличило ширину прохода, предельная вместимость троллейбуса стала равняться 90 пассажирам. Конструкция троллейбуса также была усовершенствована — появились указатели поворотов (на серийных МТБ-82Д они отсутствовали), улучшилось искусственное освещение салона (было установлено в 2 раза больше светильников), была переоборудована цепь управления РКСУ на низковольтное питание 12 В, для чего установлен дополнительный мотор-генератор. Все остальное (рама, шасси, автомеханическое и электрическое оборудование) бралось от МТБ-82Д. Было собрано несколько экземпляров, которые эксплуатировались в Ленинграде.