Фотографии и чертежи транспорта
Скоростной разведчик Р-Z
Первый полёт июль 1935 года
Выпущено 1031 шт
Модификации:
P-Z — разведчик и лёгкий бомбардировщик, основной серийный вариант.
P-Z штурмовик — штурмовик, вооружение дополнительно 4×7,62-мм пулемётов ШКАС под нижним крылом.
P-Z рекордный — ещё более облегчённый самолёт с улучшенной аэродинамикой (небольшие зализы и отполирован до блеска), одноместный. Разработан В. В. Никитиным. Лётчик В. В. Шевченко 7 мая 1937 года достиг высоты 10 380 м, а 8 мая — 11 100 м.
P-Z с грузовыми кассетами — на серийные самолёты ставили на нижнем крыле фанерные обтекаемые кассеты у бортов фюзеляжа.
Р-Z телемеханический — беспилотный радиоуправляемый вариант. Облегчён за счёт снятия стрелкового вооружения и некоторого оборудования, оснащён автопилотом отечественного производства. Предполагалось использовать в качестве самолёта-снаряда. Наведение осуществлялось с земли с помощью пульта-тумбы и мобильной радиостанции. Переоборудован 1 экземпляр в 1937 году, испытывался в НИИ ВВС. Забракован из-за ненадёжности системы радиоуправления.
Р-Z-ТК — высотный разведчик с двигателем М-34НФ (взлётная мощность 985 л. с.) и двумя турбокомпрессорами ТК-1. Переоборудован 1 экземпляр; проходил госиспытания 22 января — 6 марта 1939 года в Евпатории. Достигнут потолок 10 230 м, скорость на высоте 8000 м — 295 км/ч (у обычного Р-Z — 184 км/ч). Предписание начальника ВВС РККА А. Д. Локтионова от 3 апреля 1939 года о постройке серии 15 экземпляров для войсковых испытаний не было выполнено.
П-Z — почтово-транспортный самолёт; всего для гражданского воздушного флота СССР было выпущено около 200 штук. Полезная нагрузка 275 кг. Эксплуатировался в ГВФ и ведомственной авиации в 1937-39 годах (последние — до 1942 года)
ПТ-АМ-34НБ — один экземпляр, переоборудованный силами «Аэрофлота» в почтово-грузовой. На нижнем крыле установлены грузовые контейнеры по типу почтового П-5. Верхнее крыло смещено на 50 мм назад, на нижнее поставлены закрылки. Дополнительные расчалки в хвостовом оперении, усилена радиоаппаратура. Полезная нагрузка возросла до 494 кг, но лётные данные снизились.
Технические характеристики Р-Z
азмах крыла, м | 15.50 |
Длина, м | 9.72 |
Высота, м | 3.50 |
Площадь крыла, м2 | 42.52 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 2186 |
нормальная взлетная | 3200 |
Тип двигателя | 1 ПД М-34(Н) |
Мощность, л.с. | 1 х 850 |
Максимальная скорость, км/ч | 316 |
у земли | 277 |
на высоте | 316 |
Крейсерская скорость, км/ч | 266 |
Практическая дальность, км | 1000 |
Скороподъемность, м/мин | 425 |
Практический потолок, м | 8700 |
Экипаж, чел | 2 |
Вооружение: | один 7.62-мм пулемет ШКАС и один ПВ-1 нормальная бомбовая нагрузка - 300 кг, максимальная - 500 кг |