Фотографии и чертежи транспорта
ВАЗ-2121
Годы производства 1977—н.в.
Модификации:
ВАЗ-2121 «Нива» (экспортное название Lada 4x4 Niva) — базовая модель с двигателем ВАЗ-2121 (1,6 л, 80 л. с., 116 Н·м) и 4-ст. КПП. Несколько опытных образцов ВАЗ-Э2121 было создано в 1972—1975 гг. В конце 1976 года выпущена опытно-промышленная партия «Нивы». Все машины этой серии имели цвет «Охра золотистая» и отличались расположением фароочистителей — на опытно-промышленных машинах валы моторедукторов «торчали» из передней панели, а не из решётки, как на серийных машинах. Серийно модель производилась с апреля 1977 по конец 1993 г., существуя на конвейере параллельно с новой моделью 21213 в течение полугода;
ВАЗ-21211 «Ни́ва» — серийно производился с 1977 года по 1987 год. Имел двигатель ВАЗ-21011 (диаметр цилиндров — 79 мм; ход поршня — 66 мм). На двигателе установлены карбюратор 2105-1107010 и распределитель зажигания 30.3706-01. В сцеплении устанавливается ведомый диск 2103.
ВАЗ-21211 (Lada Niva 1.3) — экспортная модификация с двигателем 21211 (адаптированным двигателем ВАЗ-21011 1,3 л, 69 л. с., 94 Н·м). Производилась с 1978 года для стран с повышенными налогами на двигатели объёмом более 1500 см³ (преимущественно страны Бенилюкса и Южной Европы). Пользовалась ограниченным спросом из-за низкой тяговитости двигателя на бездорожье и плохой динамики на обычных дорогах
ВАЗ-21212 (Lada Niva 4x4) — экспортная праворульная модификация. Производилась ограниченными партиями, прежде всего, для английского рынка. Также поставлялась в Австралию, Новую Зеландию, Мозамбик, Ямайку. Известно о продаже небольшой партии «праворуких» «Нив» в Японию, куда советские автомобили ни ранее, ни позже не проникали;
ВАЗ-2122 проект «Река» — армейский автомобиль-амфибия командира роты. Разработан на базе агрегатов ВАЗ-2121. В 1976—1985 гг. было изготовлено 27 опытных образцов амфибии с утилитарным герметизированным открытым 2-дверным кузовом. В 1987 г. доработанный образец ВАЗ-2122.600 «Река» прошёл госиспытания, но серийно амфибия не производилась из-за конверсии;
ВАЗ-21213 (первоначальное название «Тайга» не прижилось) — рестайлинговая модель «Нивы» с переработанной задней частью кузова с пониженной погрузочной высотой (иная форма задней двери и задних фонарей), более мощным и тяговитым двигателем ВАЗ-21213 (1,7 л, 78,9 л. с., 127 Н·м) с карбюратором типа «Солекс» и бесконтактной системой зажигания, кроме того, автомобиль стал комплектоваться 5-ст. КПП и редукторами мостов с главной передачей 3,9 (это позволило с учётом более мощного двигателя немного снизить эксплуатационный расход топлива), алюминиевым радиатором, переработанным салоном и панелью приборов (салон и панель приборов стали во многом идентичны ВАЗ-2108) и рядом других изменений. В 1993 году была выпущена переходная партия со стандартным двигателем ВАЗ-2121.
ВАЗ-21214 (Lada 4x4) — модификация модели 21213 с двигателем ВАЗ-21214 (1,7 л, 82,8 л. с., 127,5 Н·м), оснащённым центральным впрыском топлива. Начиная с 2002 г. на эту модель устанавливается двигатель ВАЗ-21214-10 (Евро-0) с распределённым впрыском топлива, модернизированным в 2006 г. под нормы Евро-2 (21214-20), в 2008-м под Евро-3 (21214-30) и, наконец, в 2011 под нормы Евро-5 (для экспорта) и Евро-4 (для внутреннего потребления). C 2006 года в соответствии с соглашением по СП GM-АвтоВАЗ переименована в Lada 4×4 3-дв.
LADA 4x4M — обновлённый и доработанный вариант LADA 4x4. Первые шаги были сделаны в начале 2009 года, а окончательно освоение обновлений завершилось в конце 2011. Изменены внутренние и наружные светотехнические приборы, обивка салона, узлы трансмиссии. Часть комплектующих унифицирована с проектом Chevrolet Niva. Самое главное изменение — это переделка задней подвески, благодаря которой существенно повысилась устойчивость автомобиля на неровностях, в первую очередь так называемой «гребёнке». На все модели устанавливается гидроусилитель руля (ГУР), на некоторые — антиблокировочная система тормозов (АБС). С 2013 года передние габаритные огни используются в качестве дневных ходовых огней, то есть загораются ярким светом при включении мотора, при включении габаритных огней яркость уменьшается.
ВАЗ-21215 — экспортная версия с дизельным двигателем Peugeot XUD 9SD, выпускавшаяся в 1999—2007 гг. Модификация мелкосерийно производилась на экспорт, поэтому в штатную сборку входила улучшенная обвеска (бамперы, спойлеры, накладки, легкосплавные диски и т. п.);
ВАЗ-21216 — экспортный вариант модели 21213 с правым рулём и карбюраторным двигателем ВАЗ-21213;
ВАЗ-21217 — экспортный вариант модели 21213, с двигателем ВАЗ-2121 (1,6 л);
ВАЗ-21219 — переходная комбинированная модификация с кузовом и подвеской от ВАЗ-2121 и 1,7-литровым двигателем и трансмиссией от ВАЗ-21213. Салон и бачок омывателя заднего стекла также сохранены от ВАЗ-2121. Производилась в 1993—1994 гг.
ВАЗ-2121Б — бронированный инкассаторский автомобиль на базе ВАЗ-2121. Был создан в 1992 году специалистами дочерней АвтоВАЗовской фирмы ПСА Бронто. Выпускался ограниченной серией в 1992—1993 гг. Впервые опробованы вспененные полимеры для противоосколочного бронирования. Послужил отправной точкой для создания семейства бронеавтомобилей «БРОНТО Форс».
ВАЗ-2121Ф — экспортный коммерческий вариант на базе моделей ВАЗ-2121 и 21213 с кузовом типа фургонет. Задняя часть салона превращена в грузовой отсек путём замены боковых стёкол (на задней двери сохранено) металлическими панелями, удаления заднего сиденья и отделки. За передними сиденьями установлена трубчатая защита от смещения груза при торможении. Фургонная версия «Нивы» изготавливается малыми партиями на ОПП АвтоВАЗа для поставки исключительно на рынки стран дальнего зарубежья, местное законодательство которых предусматривает налоговые льготы для подобных коммерческих автомобилей.
LADA 4x4 «Рысь» — мелкосерийная охотничья модель автомобиля Lada 4×4. Представлена в 2009 году дочерней фирмой АвтоВАЗа ПАО Бронто. В кузове доработаны арки колёс для обеспечения увеличенных ходов и размеров колёс и установлены резиновые расширители арок. Установлены наружные зеркала увеличенной площади заднего обзора. Установлены дифференциалы самоблокирующиеся винтового типа в переднем и заднем мостах.
LADA 4x4 Bronto — специальная подготовленная предприятием ВИС-АВТО внедорожная версия автомобиля
ВАЗ-21 «Бора» — внедорожник, созданный в 1995 году на базе автомобиля ВАЗ-2121 «Нива». Автомобиль имел пластиковый кузов, открытый верх, алюминиевую пространственную раму. Сначала автомобиль хотели экспортировать в Южную Америку, но потом переориентировались на Ближний Восток. Автомобиль был пригоден и для поездок по сельской местности, и для активного отдыха. Выпустили всего пару опытных образцов
LADA 4x4 Urban — версия трёхдверного внедорожника. От исходной модели отличается дополнительной шумоизоляцией, пластиковыми бамперами, решёткой радиатора, уменьшенным диаметром руля, наличием кондиционера, тоннеля пола, зеркал с электроприводом и электростеклоподъёмников. Автомобиль выпускается с октября 2014 года компанией «ВИС-Авто». В конце 2015 года Lada 4х4 Urban вышел на рынок Германии. В 2015 году стартовало производство Lada 4×4 5D Urban (основана на ВАЗ-2131).